MENU

Как вам эмблема сочинской Олимпиады?

Advertology.Ru

http://advertology.ru/article76549.htm

Юлия Квасок

Об этом Advertology.Ru решил спросить экспертов в области брендинга и дизайна, как если бы эмблема претендовала на место в лучших мировых ежегодниках типа Logolounge, чьи отборочные комиссии учитывают как графические, так и рекламные достоинства знака.


В пресс-релизе Оргкомитета сочинской Олимпиады 2014 было дано следующее обоснование эмблемы события. Цитируем:

Эмблема «Сочи 2014» решает сразу две задачи. С одной стороны, Олимпийское движение стоит на пороге цифровой революции. Мы убеждены: инновации — ключ к новым аудиториям. Инновационный подход к подготовке и проведению Игр — залог нашего успеха в 2014 году. Чтобы Игры и в самом деле проникли в каждый дом на планете, должны быть найдены и запущены все возможные каналы коммуникации, основным из которых в современном мире является цифровое пространство.

С другой — не все за пределами нашей страны знают, что на Земле есть город Сочи. Частичка «ru» в эмблеме говорит миру о том, что Сочи — это город в России. Город Сочи так же уникален, как и вся наша страна. Это — ни на что не похожий комплекс климатических, ландшафтных и культурных явлений.

Все это отражено в нашей эмблеме, состоящей из зеркально отражающихся символов, являющихся продолжением друг друга. Наша эмблема — это образ «живых“ Игр. Игр для людей, стремящихся к изменениям, тех, кто несет в себе прогресс. Мы хотим, чтобы каждый воспринимал Игры в Сочи как праздник, как повод для собственного роста».



А вот, что думают об эмблеме теоретики и практики отечественного мифо- и бренд-дизайна.

Алексей Андреев
президент брендингового агентства Depot WPF,
со-президент Ассоциации брендинговых компаний России.


«Я, безусловно, рад, что символом сочинской Олимпиады не стал плод чьей-то аутсайдерской фантазии, типа мамонтенка или дельфина на лыжах. Но на этом моя радость и закончилась. Прочитав официальный релиз Оргкомитета про новую эмблему, я окончательно утвердился во мнении, что словами можно обосновать любую ересь. Наши английские коллеги в этом преуспели. Тем более что заказчик в данном случае оказался излишне доверчивым и неискушенным.

Если говорить по существу, то представленный комплекс визуальной идентификации Олимпиады не решает ни одну из поставленных и продекларированных задач. Интрига, скорее всего, в том, что иначе у разработчиков и получиться бы не могло. Причина — отсутствие стратегии бренда „Сочи-2014“. На каких инсайтах разрабатывалось позиционирование? В чем суть бренда? О чем вообще речь? С тем, что будущее — за инновациями, никто не спорит. Цифровая революция, модернизация, нано-технологии — это очень важно, мы в курсе, газеты читаем. А еще оказывается, что Сочи — это Россия и поэтому есть частичка „ru“. А где же образ самой России? Его нет в креативном решении английского агентства. То есть, де-факто этот образ существует, но, во-первых, разными аудиториями он воспринимается не одинаково, а во-вторых, придать этому расплывчатому образу некие симпатичные черты очень трудно. Для британцев — вообще непосильная задача. Чего же мы от них хотим? Самим бы в себе разобраться…

В итоге, с брендинговой и коммуникационной точек зрения символика „Сочи-2014“ получилась „ни про что“. Я полагаю, что не найдется обывателя, который скажет: „да, я признал — это моё!“ Но россияне — тотально безразличный к внешним атрибутам народ. Дали вот такой логотип — хорошо, дали бы мамонта на лыжах с дельфином в обнимку — тоже сгодилось бы.

У любого бренда должен быть свой „мир“. У бренда сочинской Олимпиады этого „мира“ нет. Объединяющей идеи нет. Есть только пустые слова, типа „мы не такие, как все …“ Это точно, не такие.

Теперь, что касается профессиональных аспектов дизайна данного „шедевра“. 

Композиция знака плохая, неустойчивая. Шрифт мыльный, совершенно бесхарактерный. Креатив с вертикальным флипом „наискосок“ — из серии одесских анекдотов. Легковесные олимпийские колечки справа внизу не нашли себе места, просто висят в воздухе, по массе не соответствуя «сарделькам» букв.

Но, по большому счету, тут надо говорить не про картинку. Дизайн — это продолжение идеи, а идеи нет. Разработчики, представляя специфику заказчика, особенно и не парились. А зачем? Знак, типа лондонского, был бы неуместен в нашем «калашном ряду».

Российские госструктуры, проводя ребрендинги, часто обращаются в английские агентства. Это уже тренд. Причины этому понятны и, с позиции чиновников, весьма обоснованны. А с позиции здравого смысла это — абсурд. Инвестировать деньги в экономику других стран, имея отличных российских подрядчиков — что это? Диверсия? Да нет, не может быть.

Есть старая театральная присказка: «публика — дура, но ее не обманешь». Нас в последние годы часто пытались обмануть то войной, то врагами со всех сторон, то нацпроектами. Потом увлекали «футбольной идеей“, мол, россияне объединятся на фоне радости от побед. Только вот досада — не прокатило с Гусом Ивановичем — побед-то нет. Клубы играют за деньги неплохо, а сборная — отстой.

Сейчас нас зомбируют Олимпиадой, пытаются, не очень умело, вовлечь в непонятную историю. Да я, вроде бы, и не против этого спортивного мероприятия, но считаю, что по всем признакам настало время прекращать обманывать и начинать что-то реально делать!» 

Андрей Ульяновский
кандидат культурологии, доцент кафедры рекламы факультета журналистики СПбГУ

«Эмблема сочинской олимпиады профессиональна выполнена, так как государственная школа графического дизайна в России очень сильна и до перестройки подошла к такой вершине осмысления и интеграции теории и практики как „впереди планеты всей“. Например, в Мухинском (ныне барона Штиглица) училище СПб были уже тогда кафедры и школы информационного, графического, средового, программного и других дизайнов. Так что эмблему делал хороший зрелый мастер и, будем считать (да это нас и не касается), что откаты этот проект не затронули и, что уж точно, не ухудшили. Ритм, контраст и нюанс — все с этим в порядке.

А вот после перестройки с отечественным дизайном случилась беда: дизайнеры выпали из позитивного социального заказа формировать нового человека средствами нормативной эстетики, не смогли выйти из художественного субъективизма, не смогли переориентироваться на целевые аудитории со своего творческого „Я“ и остались вне маркетинга, на задворках упаковки, шрифтов, сувенирки и телевизионных заставок. Единственное же направление методологически ориентированного на потребителей вида дизайна — мифодизайна — было отвергнуто дизайнерской наукой. Мифодизайн ушел в прикладную культурологию, к рекламистам и маркетологам, и дизайнеры потеряли управляющие посты в маркетинговом процессе. Просрали, так сказать, советские павлины, свое счастье.

Именно поэтому, насколько хороша эмблема сочинской олимпиады, настолько неуместен промо-символ в виде Чебурашки. Так как реализованное исследование сознания молодой социально-гуманитарной интеллигенции России показало, что для нее Чебурашка — зверь несерьезный и ассоциируется не с Российской оригинальностью (о чем нам говорят голосом Познера по ТВ), а с субкультурой легких наркотиков. Это, в сочетании с идеалами Олимпийского движения, поизводит комический эффект. Представьте себе Зимнюю Олимпиаду намарихуаненых Чебурашек!» 


Николас Коро

главный куратор Исследовательского Центра брендменеджмента и брендтехнологий (RCB&B),
член Совета Гильдии Маркетологов,
член комитета по маркетингу ТПП РФ,
председатель комитета по международным делам СОМАР.



«Принятая и широко рекламируемая комбинированная марка Олимпиады 2014 оказывает, несомненно, реальный позитив, который дает включение интернет направленности, но на этом инновационность заканчивается, и начинается бытовой „зоич“ — так читает нижнюю строку эмблемы абсолютное большинство русско- и англоговорящих, не говоря уже об иных латино-корневых европейцах, американцах и азиатах. Увы, не всегда идея доминирует в графике, особенно в России, чаще наоборот — идеей оправдывают графический тупик или отчаянье из-за горящих сроков и чиновных уровней вкусовщины. А жаль, можно было бы довести до ума… и действительно гордится не вопреки, а потому что!»


Эрнест Марчуков
креативный директор компании «Идальго-имидж»

«Давайте попробуем представить себе Джоконду… Есть утвердившийся в сознании 19-ти поколений стереотип, что это — ПРЕКРАСНО…

Далее — чёрный квадрат несчастного Малевича… Есть утвердившийся стереотип, что это — искусство…

Логотип Олимпиады в Сочи — это — логотип ОЧЕРЕДНОЙ Олимпиады. И ВСЁ. Для публики он хорош — отражение слова Сочи, как 2014… + пресловутое “.RU» Для профессионалов в дизайне — он всего лишь недополученный заказ за огромные деньги! Вот с этой позиции и относитесь к «известным профессиональным требованиям к логотипу“. 

Мне логотип нравится. Он лаконичен и всеобъемлющ одновременно. А всё остальное — чужие амбиции».

Михаил Елагин
генеральный директор TWIGA Touch

«Логотип Сочи 2010 удивительным образом сочетает в себе отсталость и претензию на современность, наглость и трусость, игры в визуальные рифмы и бросающуюся в глаза общую кособокость. Прямо даже не знаю, с чем его сравнить в этом смысле. Ну, прямо все его ругают. Но при всем при этом через пару лет его полюбят, к Олимпиаде не будут в нем души чаять, а после Олимпиады еще и непревзойденной классикой назовут. Ведь мы на самом деле удивительный народ. Мы трудно зарабатываем на севере и легко трат… тьфу, заело…»