MENU

Было ваше, стало наше!

«Сегодня мы видим здесь тех, кому мало своего, а хочется чужого», — так приветствовал гостей генеральный директор холдинга «Объединенные медиа» Михаил Бергер. На конференции «Современный бизнес в России. Стратегии выхода на новые рынки: возможности или угрозы?», организованной первым деловым радио Business FM и деловым порталом BFM.RU обсуждались насущные для любого бизнесмена вопросы: как отобрать у чужого свое и при этом не стать легкой добычей конкурента, который спит и видит сделать то же самое?

Во всяком случае, заинтересованно поглядывать на более зеленую траву новых рынков может только тот, кто «дожил до рассвета» и понял, что планка кризиса, пусть и ударила по голове, но осталась позади. При этом людей дела, которые несмотря ни на что хотят своим делом заниматься именно в России, чрезвычайно интересны макроэкономические выводы экспертов. Особенно завуалированные. Но ведь мало кто может взять на себя смелость, чтобы заявить публично: государство бизнес как кошмарило, так и будет продолжать кошмарить, хотя президент России еще два года назад приказал этого больше не делать.

 

Налог, еще налог

Этот вывод напрашивается после анализа макроэкономической ситуации в России и мире, который представила главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. По ее мнению, российская экономика не может вернуться к докризисным темпам и тому есть ряд серьезных причин. К примеру, рост потребления совпал с ростом импорта именно потому, что российские производители то ли не успевали удовлетворить спрос, то ли не были конкурентоспособными даже на внутреннем рынке. А основные инвестиции были направлены в строительство торговых центров, а не в реконструкцию и развитие производственных мощностей.

А сегодня все производственные мощности практически загружены, и чтобы качественно подняться, нужен именно инвестиционный рывок. Однако, потребление у нас уже выше уровня 2008 года, а инвестиции – ниже плинтуса. Главный тормоз инвестиционного роста – уровень издержек, который в России гораздо выше, чем где бы то ни было.

При этом, по мнению экспертов Альфа-банка, в кризис государство стимулировало рост потребления исключительно с помощью повышения пенсий. Если бы не российские пенсионеры, федеральный бюджет был бы в профиците. При этом рост пенсий на 35% в 2010 году был нейтрализован безработицей и низким ростом зарплат, так что и люди лучше жить не стали, и замороженный потребительский спрос тает медленно.

А теперь самое страшное. Чтобы государство могло продолжать нести социальные обязательства в том же духе, дорогой цены на нефть мало. Министр финансов Алексей Кудрин мечтает сбалансировать федеральный бюджет при $115 за баррель, аналитики Альфа-банка предполагают профицит при цене больше $120 за барелль. Тем не менее, несмотря на то, что правительство планирует получить 800 млрд. рублей в результате повышения социального налога, от которого с начала года стонет весь малый и средний бизнес, аппетит приходит во время еды. «Инфляционный и демографический тренд делает необходимым дальнейший рост налоговой нагрузки. При таком высоком уровне безубыточности даже низкий государственный долг не сможет предотвратить увеличения налогового бремени», — прогнозирует Наталья Орлова.

Как бизнес реагирует на такой инвестиционный климат уважаемым читателям рассказывать не надо. Ясно, что в России они не цветут, иначе не было бы такой статистики по оттоку капиталов. Еще одна реакция бизнеса – низкий спрос на кредитование. «Реальный сектор не готов сегодня принять те деньги, которые есть у банков», — трезво смотрит на вещи представитель банковского сообщества.

Чай, кофе, потанцуем?

Как сходить со своим самоваром за три моря собравшимся рассказал председатель правления группы компаний «Орими Трейд» из Петербурга Сергей Касьяненко. Компания производит чай-кофе известных по всей стране торговых марок «Гринфилд», «Жокей» и «клонированных принцесс» — Гиту, Нури, Канди и Яву. Кстати, именно принцессы принесли производителю народное признание – про них шутили с эстрады и слагали анекдоты, что хрестоматийно является высшим баллом любому бренду.

Экспортная стратегия российского производителя на примере чая-кофе выглядела как накрытый для дорогого гостя стол. Эксперт щедро делился опытом. По его словам, чтобы войти в 500 крупнейших производителей и занимать 30% внутреннего рынка, очень важно производить товары для разных сегментов рынка. Каждый житель – эксперт по чаю-кофе, его обмануть трудно. Второй козырь – современное производство на современном оборудовании. В советские времена на месте этих фабрик было чистое поле, производственные линии построены после кризиса 1998 года – владельцы успели вложить 100 млн. евро в эффективные инвестиции.

После захвата с наскока определенной доли рынка, каждый следующий процент роста достается неимоверно дорого. Эксперт видит три пути на этот Эверест: выпускать все новые и новые продукты, перераспределять активы или выходить на внешние рынки. «Если у вас не сырье, не оружие, не водка, не балет и не матрешки – экспортировать продукцию будет очень тяжело», — предупреждает Касьяненко, столкнувшийся на внешних рынках в лоб с высочайшей конкуренцией и негласной дискриминацией товаров от российских производителей.

Самое главное – учитывать нюансы местного потребления. К примеру, Узбекистан предпочитает зеленый чай, Казахстан – гранулированный, Эстония пьет кофе светлой обжарки, в Сербии нужен кофе мелкого помола, чтобы варить в турке и так далее. Во все эти мелочи надо вникать, как и в налогово-таможенную политику разных стран.

Вот Азербайджан – взял и ввел негласный запрет на импорт чая из России, потому что сам его нам экспортирует. А в Финляндии ни за что не поставят на полки в магазинах русский кофе по той же причине. И никуда не пожалуешься, формально подкопаться сложно, эта дискриминационная правда жизни нигде законодательно не прописана.

Но самое печальное даже не в этом. «На международных продуктовых выставках россияне не умеют подавать то, что неплохо производят», — констатировал эксперт.

 

Интернет-петля

Вышел небольшой спор по поводу участия бизнеса в общественных объединениях. Есть ли в этом толк? Генеральный директор компании «Крок» Борис Бобровников уверен, что роль общественных организаций близка к нулю. При этом эксперт знает, о чем говорит, потому что в профессиональное сообщество участников рынка информационных технологий входит 95% компаний, в том числе и он сам. «Власть нас демонстративно не слышит», — заявил Бобровников.

По мнению эксперта, в России загадывать даже на два года вперед невозможно — рынок завтра сделает такой непрогнозируемый зигзаг, что риск потерять все, вложившись в не то, очень высок. Надо зарабатывать сегодня на том, что актуально сейчас и может быть останется таковым завтра – такую стратегию предлагает «Крок».

Эксперт поделился опытом по работе с регионами. Эта компания принципиально не открывает филиалов, потому что местные налоговые инспекции требуют полных отчетов не только по открытым филиалам, но и по материнской компании. Но на регионы приходится большая часть бизнеса. Выход был найден следующий – открыто отдельное юридическое лицо, куда оформляются все региональные сотрудники, вне зависимости от того, в каком городе расположено их рабочее место. Хоть на Луне, и пусть лунная налоговая смотрит все отчеты.

Говоря о перспективах «облачных» технологий, эксперт отметил, что их век в России еще не наступил. Причина задержки развития открывается просто: многие предприятия еще до кризиса вбухали немало денег в развитие собственной ИТ-инфраструктуры. И пока это еще не сломалось и не устарело. Вот когда «домашние заготовки» совсем прокиснут, а денег на новые не будет - придет светлый час аутсорсинга. При этом эксперт призвал всех помнить, что аутсорсинг – не автопилот, а просто транспорт, позволяющий колесикам компании вертеться быстрее.

Соучредитель группы компаний «Ника» Алексей Богданов привел пример, когда Интернет способен испортить всю малину. Общеизвестно, что покупка он-лайн обходится на 20% дешевле. Но товар при этом не пощупать, не понюхать и не померить. А вот если прийти в розничную сеть, увидеть своими глазами, выбрать и сделать ход конем в сторону интернет-магазина… Именно так и поступают умные покупатели.

«Иметь виртуальный магазин — это дань моде. Но это одновременно и самозатягивающаяся петля для розничных продаж. Надо следить за демпингом и пресекать его», — считает эксперт.

В свое время этот часовой завод принял решение не развивать собственную сеть продаж в регионы, поскольку были налажены многолетние отношения с партнерами, которые и без того успешно продавали продукцию. «Мы поняли, что не надо сеять в регионах нездоровую конкуренцию, иначе партнеры откажутся от нашей продукции, а своей сетью мы прежних объемов продаж не выполним», — поделился опытом Богданов. А в Москве было терять нечего, потому что здесь розница была косная, неактивная, избалованная и незаинтересованная. Поэтому было принято решение создавать фирменную сеть производителя именно в столице. И хотя были предупреждения, что открывать монобрендовые магазины очень рискованно, компания в течение посткризисного года создала 12 точек продаж и не прогадала.

А основной тренд выхода из кризиса озвучил автор книг по брендтехнологиям Николас Коро. Он призвал бизнесменов-производителей прекратить издеваться над потребителем, подсовывая ему «антикризисные» предложение за три рубля с трехгрошовым же качеством.