MENU

Дмитрий Песков: «Президент против коммерциализации своего образа»

Все больше российских и иностранных компаний пытаются заработать на использовании изображения самого влиятельного человека в мире по версии журнала Forbes

Дмитрий Песков: «Президент против коммерциализации своего образа»

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Президент России Владимир Путин не одобряет использования его имени и изображения в коммерческих целях производителями различной продукции. Об этом сообщил «Известиям» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

— Он относится к этому негативно. С другой стороны, это уже далеко не первый случай использования [образа президента] в гаджетах, нанесения на телефоны, такое не раз уже было. Борьба с подобными проявлениями не в наших приоритетах, это не главный вопрос сейчас на повестке дня, — сказал Песков.

Образ Владимира Путина, в этом месяце признанного американским журналом Forbes самым влиятельным человеком в мире (второй год подряд), интригует как отечественных, так и зарубежных предпринимателей. С его портретами запущена модная коллекция футболок «Все путем», месяц назад презентована коллекция одежды «Родина» с портретами президента. В Иерусалиме работает заведение «Путин-бар», а в сербском Нови-Саде — кафе «Путин». С изображением и именем президента в логотипе продаются золотые и титановые смартфоны, чехлы для гаджетов, кружки, настенные часы, магниты и коврики для мыши.

Стоит отметить, что прежде ни Владимир Путин, ни его представители не давали оценки маркетингового бума, связанного с именем президента. Дмитрий Песков лишь заявлял ранее, что сам глава государства одежду со своими принтами не носит.

Как выяснили «Известия», компания, декорирующая телефоны под брендом Caviar, выводит на российский рынок золотой iPhone 6 — Supremo Putin II. В июне этого года фирма, представляющаяся в СМИ как «итальянская ювелирная мастерская Perla Penna», представила золотой iPhone 5S (покрытый 18 каратами золота) Supremo Putin, о чем стало достаточно широко известно — с портретом Путина, гербом России и строчками из гимна.

Вторая версия золотого iPhone, выпущенная тиражом в 299 экземпляров, уже появилась на сайте Caviar — смартфон официально анонсируют в понедельник, 10 ноября. Цена Supremo Putin II на 22 тыс. рублей выше, чем на июньскую версию, — 169 тыс. рублей. Задняя панель теперь более рельефная, а президент с более строгим выражением лица изображен в профиль, будто бы на почтовой марке или монете.

— Дизайн смартфона приобрел некоторые эффектные изменения, благодаря которым он стал еще более оригинальным и сложным в исполнении, — рассказала «Известиям» пресс-секретарь бренда Caviar Анна Лобова. — Первая серия золотых смартфонов iPhone 5S с портретом Владимира Путина была выпущена в количестве 44 телефонов и раскуплена в первый день, еще 100 аппаратов были изготовлены во втором тираже и также молниеносно распроданы. Титановая модификация Caviar Ti — Supremo Putin — насчитывает 499 экземпляров.

Управляющий партнер юридической компании «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева напоминает, что нормы ст. 150 и 152.1 Гражданского кодекса требуют письменное согласие гражданина на использование его имени и изображения. Лобова призналась, что ее компания не получала разрешения на использование в коммерческих целях имени и образа президента России.

— Такого разрешения компания не получала. Это инициатива компании, рожденная мнением клиентов бренда, — пояснила собеседница. — Надеемся, что российский президент не будет против того, что входит в список великих людей, по мнению клиентов Caviar [в ассортименте есть версии смартфонов с боксером Мухаммедом Али и основателем Apple Стивом Джобсом].

Выяснить, кому принадлежит «ювелирная мастерская Perla Penna», не удалось. Собственно, Perla Penna и Caviar, судя по всему, — это имитация итальянских брендов. Сайт perlapenna.com не открывается (under construction — в разработке), но на него можно попасть с российского магазина caviar-phone.ru, перейдя на caviar.perlapenna.com. Тут есть три версии сайта (русская, английская, итальянская), но для покупки посетителя сайта шлют на caviar-phone.ru — а этот интернет-адрес зарегистрирован в 2012 году не на компанию, а на физическое лицо. Владельцы домена perlapenna.com в сервисах whois скрыты.

Впрочем, телефоны Caviar от Perla Penna вместе с его объявленным в статьях якобы «известным ювелиром Илиёй Джакометти» (Elijah Giacometti) действительно за пару лет мелькнули на ряде небольших сайтов за пределами Рунета, посвященных люкс-индустрии. Но в любом случае Caviar ориентирован на Россию: в контактах английской версии сайта caviar.perlapenna.com единственным магазином числится шоурум в подмосковной Жуковке, итальянский номер телефона не отвечает. С маркетинговой точки зрения тоже всё продумано для отечественного рынка: Caviar — «икра», а сам логотип в виде изогнутой осетровой рыбы напоминает общеизвестный у молодежи лого Lacoste. В итальянском бизнес-реестре фирмы с названием Perla Penna нет. Лобова не смогла пояснить, где именно и какими компаниями декорируются и продаются тюнингованные iPhone.

Эксперты уверяют, что есть сложившаяся традиция использовать в продвижении продукции имена как исторических личностей, так и известных современных политических деятелей. При этом обычно без разрешения самих персон или их семей. По мнению политолога Николая Миронова, крупные политические деятели предпочитают не замечать таких попыток нажиться на их рейтинге и не ввязываются в скандалы с производителями товаров и продуктов питания.

— Есть два направления использования имени в качестве потребительского бренда: когда производитель использует очень известные имена в политике, чтобы привлечь покупателя, и когда политик сам инициирует производство потребительской продукции под своим именем, которая носит сувенирный характер, — говорит Миронов.

По его мнению, рейтинга политику подобная коммерция не добавляет, зато бизнесменам удается погреться в лучах чужой славы и занять нишу на рынке. Потребители покупают такую продукцию по разным причинам.

— Нет даже такой правовой практики, когда политик пытался бы оспорить использование своего имени и образа в коммерческих целях, — говорит маркетолог Николас Коро. — Если мы посмотрим на США, то в период последней предвыборной гонки образ Барака Обамы тиражировался как его сторонниками, так и его противниками. А ведь помимо кружек и маек выпускались куклы вуду, где Обама был с огромными ушами. И судебного запрета наложено не было, потому что это бессмысленно — художник создал художественный образ и продал права на него. В России же был прецедент, когда человек, чье изображение печаталось без его разрешения на одежде, доказал свою правоту в суде — ученый Анатолий Вассерман 2 года назад отсудил 110 тыс. рублей за использование его образа и имени компанией «Мэри Джейн». Однако Вассерман не политик и репутационных рисков, связанных с отстаиванием авторских прав на свое имя и изображение, понести не мог.


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/579128#ixzz3W9UPDGIP