MENU

Москвичи отложили пластические операции до конца кризиса

Спрос на услуги салонов красоты и клиник пластической хирургии упал на 30–50%

Москвичи отложили пластические операции до конца кризиса

Фото: REUTERS/Shannon Stapleton

Индустрия красоты в кризис оказалась одним из наиболее уязвимых бизнес-сегментов. Представители клиник, специализирующихся на пластической хирургии, отмечают, что спрос упал на 30–50%. Салоны, которые предоставляют услуги парикмахерские и косметологии, потеряли почти треть своих клиентов. В качестве антикризисных мер центры красоты планируют открыть собственное производство косметики, а также переходят на российские марки.

Постоянный уход

Представитель московской клиники пластической хирургии Frau Klinik рассказал, что за последние три месяца спрос на все виды операций снизился на 50%.

— Женщины стали в два раза реже делать маммопластику (пластику груди) и лифтинг (подтяжку лица), хотя обычно эти процедуры пользуются успехом, — сказали в клинике. — Процедуры дорогостоящие, а покупательская способность пациентов не такая, как раньше. Ценовую политику мы, однако, не поменяли. Импортные препараты (лекарственные средства, имплантаты) стали стоить дороже из-за падения рубля, и себестоимость операций выросла, потому снижать цены мы не можем.

По словам пластического хирурга, руководителя столичного центра красоты и здоровья Enigma Medical Center Юрия Иншакова, спрос на операции упал примерно на 25–30%.

— Нельзя сказать, что люди отказываются от запланированных процедур, — сказал он. — Но многие переносят операции, на которые записывались 1–1,5 месяца назад. Наверное, люди ждут весны, смотрят прогнозы по курсу рубля.

По его словам, спрос обычно изменяется в зависимости от времени года.

— Например, к весне больше операций по увеличению груди и липосакций — ведь впереди пляжный сезон, — сказал он. — Потом их сменяют подтяжки лица. А сейчас у меня больше ринопластик (пластика носа) идет.

При этом наблюдается снижение спроса в целом, а не на какие-то конкретные операции. По словам Юрия Иншакова, из-за изменения цен на импортные препараты и расходные материалы себестоимость операций увеличилась примерно на 25%.

В центре пластической хирургии «Эстет клиник» в Москве рассказали, что только собираются пересматривать цены на пластику.

— Стоимость процедур скоро будет пересмотрена в связи с подорожанием расходных материалов, — рассказал представитель клиники.

Пластический хирург Эдуард Шихирман также говорит, что сегодня популярность услуг по хирургической коррекции тела и лица не снизилась.

— Сейчас делать операции выгодно, потому что цены остались пока те же и при пересчете на доллары пластика стоит в два раза дешевле, чем раньше, — сказал он. — Запасы расходных материалов пока еще есть, а новые препараты сильно не выросли — индексация составила всего 15–20%, 

Обычно такие услуги, как маммопластики, комплексная подтяжка лица и пластика носа, стоят около 200 тыс. рублей. Цены на липосакцию разных частей тела начинается от 20 тыс. рублей.

Ускользающая красота

Известный стилист Влад Лисовец (владелец салона «Парикмахерская контора» в Москве) рассказал, что за последнее время выручка упала примерно на 20%.

— Ощущается небольшой отток посетителей, но постоянные клиенты продолжают ходить регулярно, не отказываясь от каких-то услуг, — сказал он. — Стандартный набор — стрижка, укладка и окрашивание. Единственное, сейчас клиенты делают более долгий перерыв между посещениями, предпочитая, например, подкраситься дома.

Лисовец подчеркнул, что цены на услуги в ближайшее время останутся на прежнем уровне — салоны не хотят отпугнуть оставшихся клиентов. Так, стрижка вместе с укладкой стоит от 3,6 тыс. рублей, окрашивание — от 5,4 тыс. рублей, маникюр — от 960 рублей, а макияж — от 5,5 тыс. рублей.

По прогнозам стилиста, до конца лета не стоит ждать улучшения на рынке индустрии красоты.

— Все заняли выжидающую позицию, смотрят, в каком направлении двигаться дальше. Скорее всего, в ближайшие полгода ситуация будет стабильна. Возможен еще небольшой спад — примерно на 5%, — сказал он.

Лисовец также рассказал, что кризис негативно сказался на атмосфере салона.

— Все говорят об экономических трудностях, сокращениях, боязни потерять работу, — отметил он. — Неприятно, что это отражается на психологии и настроении сотрудников и клиентов салона.

В сети салонов «Моя прекрасная леди» рассказали, что выручка снизилась на 3–4%. Сейчас компания ведет переговоры с поставщиками о сдерживании роста цен на красители для волос, косметику и другие материалы.

— Наши антикризисные меры — это смена поставщиков услуг (прачка, клининг, охрана и т.д.), которые повышают цены, — рассказала гендиректор сети Ольга Столбова. — Также мы стараемся поддерживать наших клиентов скидками, которые будут действовать до стабилизации ситуации. Мы отказались от повышения цен на наши услуги.

После резкого падения рубля в компании задумались о переходе на российскую косметику.

— После проведенного анализа стало понятно, что импортную косметику заменить нечем, — сказала Ольга Столбова. — Мы вели переговоры с десятью российскими партнерами, но никого не выбрали, поскольку практически никакой экономии не получалось. После этого мы задумались о создании собственной брендированной продукции.

В сети студий маникюра и педикюра «НоготОК» также отметили, что москвичи стали реже пользоваться услугами по уходу за руками.

— Если раньше наши постоянные посетители делали маникюр примерно раз в восемь дней, то сейчас — не чаще чем раз в две недели, — сказал представитель сети.

В сети салонов маникюра и педикюра «ТаЭль» подтвердили, что экономия стала правилом для многих клиентов. 

— Сейчас клиенты думают, что им важнее — например, уход или покрытие, хотя раньше они же делали полный набор процедур, — говорят в салоне. — Посетители отказываются от комплексного ухода, укрепления ногтей биогелем, а для кого-то и покрытие шеллаком становится не по карману. 

Кому в кризис жить хорошо

Руководитель компании «Академия индустрии красоты», которая оказывает консалтинг-услуги «предприятиям салонного бизнеса», Михаил Кузнецов рассказал, что самые большие потери у компаний, которые берут большую плату за бренд или «мифическое мастерство». В тех салонах, где соотношение цены и качества нормальные, ситуация более или менее стабильная.

— Сейчас салоны пересматривают отношения с поставщиками и ищут более выгодные условия, — сказал он. — В связи с падением рубля многие поставщики сильно повысили цены.

По его словам, не для всех услуг можно подобрать отечественных поставщиков продукции. Наиболее очевидный пример — возможность заменить иностранную косметику для волос на российскую «Эстель», с которой и так работают многие салоны. А вот в ногтевом сервисе найти замену практически невозможно.

— Если использовать российскую косметику, экономия составит 30–50%, — сказал Михаил Кузнецов. — При этом наши марки — это обычно средний сегмент, так что для тех, кто привык к люксовым маркам, замены нет.

Эксперт уточнил, что салоны пока ищут решение — кто-то переходит на отечественную косметику, кто-то снижает маржу, кто-то решил больше внимания уделить мотивации персонала.

В компании «Юникосметикс», которая производит косметику «Эстель» и имеет два завода в Санкт-Петербурге, подтвердили, что спрос на продукцию в кризис растет.

— Мы и до кризиса были маркой № 1 в российских салонах, — сказал гендиректор компании Лев Охотин. — Всего в России около 70 тыс. салонов. До июля 2014 года нашу косметику использовали примерно 40–45 тыс. из них. За полгода рост составил примерно 10%. Ситуация может отличаться в зависимости от региона. Например, в Москве и Московской области примерно 10 тыс. салонов. До кризиса с нами работали 5 тыс., сейчас прибавилась еще 1 тыс. — то есть рост составил 20%. А в городе Вологда 240 салонов и 230 работают с нами — там спросу расти уже некуда.

По словам Льва Охотина, спрос растет так быстро, что компания не успевает обучать желающих пользоваться средствами марки.

— Чтобы показать одному салону, как использовать продукцию, надо дня два, — сказал он. — В среднем получается, что наши предложения в два раза дешевле, чем предложения зарубежных компаний.

Некоторые салоны начинают использовать отечественные средства и в косметологии.

Председатель правления сети салонов «Голден Локс» Игорь Федотов отмечает, что экономия для клиента при переходе на российские марки может быть значительной. Он считает, что эффект от предлагаемой отечественной косметики проявляется не так быстро, как от импортной, но есть и плюсы — в ней больше натуральных компонентов и действие может быть более долговременным.

Игорь Федотов отметил, что в его сети на дорогие косметологические процедуры спрос упал приблизительно на 30%. При этом те клиенты, которые всегда приходили накануне праздников — Нового года, Татьяниного дня, 23 февраля, 8 Марта, — в этом году не пришли.

— Раньше перед праздниками у нас увеличивался спрос в 5, а то и в 10 раз по сравнению с обычными днями, — сказал Игорь Федотов. — Сейчас спрос увеличивается очень незначительно.

Прекрасное далеко

По мнению председателя московского городского отделения  «Опоры России» Александра Жаркова, спрос в салонах красоты может упасть до 50%. Наряду с ресторанами они являются наиболее уязвимым бизнес-сегментов в кризис.

— Думаю, что среднеценовой сегмент пострадает больше всего, — сказал он. — Дорогие салоны будут более стабильны — туда ходят обеспеченные люди, которые будут экономить меньше. Учреждения с низкими ценами, услуги которых по карману малообеспеченным людям, могут претендовать на статус социальных предпринимателей и получить низкую арендную ставку.

Александр Жарков отметил, что во многих центрах может оставаться запас импортных средств, поэтому они пока могут сдерживать цены. Когда запас кончится, рынок начнет сокращаться.

Член совета Гильдии маркетологов Николас Коро предположил, что выпуск собственной продукции уже стал для многих салонов трендом, и этот тренд будет набирать обороты в связи с кризисом.

— Во время прошлого кризиса были успешно опробованы некоторые маркетинговые ходы, которые можно применить и в этот раз, — сказал эксперт. — Например, это гастрольные туры известных деятелей в индустрии красоты. На них приглашают только постоянных посетителей, встречи проводятся в клубном, закрытом формате. Но это, конечно, тренд для премиум-сегмента. Средний сегмент может предлагать «блок услуг» по более дешевым ценам. То есть стоимость «пакета» услуг будет меньше, чем если бы эти услуги продавались по отдельности. Но лучше привязывать эти акции к какой-нибудь дате или празднику — иначе после кризиса «кошельковая память» клиентов не позволит забыть, насколько дешевле раньше были эти услуги.

Саму индустрию красоты уже сотрясают скандалы. Так, сотрудники столичного салона красоты класса люкс, входящего в состав группы Dessange International Group, сейчас готовят масштабный пикет. Они утверждают, что работодатель не выплачивает в полном объеме положенную по закону заработную плату, нарушает ТК РФ.

В профсоюзе работников салонов красоты «Известиям» рассказали, что всё началось с того, что 1 января 2015 года сотрудники салона Camille Albane на Ленинградском шоссе, 16А, принадлежащего сети Dessange International Group, вышли на работу, но оказались у закрытых дверей салона. Российский работодатель в лице управляющей компании, обладающей лицензией мультифранчайзи на территории России, просто не посчитал нужным соблюсти закон и официально уведомить целый коллектив, проработавший долгие годы в этой сети, о том, что теперь они остались без своей работы.

После долгих обещаний, затягивания времени, издания «задним числом» различного рода приказов, а также попыток навязать неравноценную работу в других салонах работодатель до сих пор не выплатил сотрудникам в полном объеме положенную по закону заработную плату за январь и февраль 2015 года. Сейчас работники письменно уведомили работодателя о приостановлении работы до погашения долга.


Читайте далее: http://izvestia.ru/news/583592#ixzz3W9XF6Kkv