В этом выпуске программы:

Чего стоишь?! Почему транспортные службы не знают такого понятия как «фантомные пробки», а водители о заторах «из ниоткуда» говорят постоянно? Специальный репортаж программы.

Успокойся и подожди! А ты сам попробуй! Отчего человеку трудно стоять в очередях, и кому задержки на руку?

И «дорожный» блок новостей: газ на российских трассах, седаны — на американских и безработные — на казахстанских.

Мнение

Ожидание. В зависимости от ситуации это слово может быть эмоционально окрашено в противоположные цвета. День накануне дня рождения или слишком стремительно уменьшающаяся очередь к стоматологу. Нервное ожидание объявления оценок за госэкзамен или комфортный променад по аэропорту накануне вылета в теплую страну на долгожданный отпуск.

Даже на дороге вынужденная задержка может быть воспринята по разному — пробка по дороге на дачу или тот же затор на романтическом свидании. Со стороны может даже показаться, что человеку никак не угодить.

После окончания майских праздников Москву будто подменили: даже в 11-12 часов по городу не проехать, 7-8 баллов по шкале «Яндекс. Пробки» стали нормой. 30-градусная жара точно не помогает расслабиться, находясь в заторе — поочередно кипят машины и водители. Но если причины перегрева первых вполне понятны, то вот мотивы вторых, по нашему мнению, отнюдь не столь очевидны.

Минута длиною в жизнь. Нахождение в пробке вызывает изменение сознания водителей, какая уж там объективная оценка времени — проехать бы побыстрее. И это понятно, так как вереница машин одному автолюбителю неподвластна. Находящегося внутри раскаленной стальной коробки человека просто разрывает изнутри от бессилия.

Но не только. Согласно исследованиям, мы готовы гораздо спокойнее воспринимать ожидание в очереди, если видим ее конец, даже не представляя, когда он наступит. Пробки же эту «логику» нарушают — стоя на шоссе в 5-километровом заторе не поможет даже компьютерная программа, наглядно демонстрирующая, где же наконец удастся «рвануть».

Впрочем, и это не предел, куда хуже на психику действует наличие свободной «встречки» или — это вообще за гранью — быстрее движущейся соседней полосы. И тут уже ко всему «букету» эмоций добавляется чувство социальной несправедливости, рассказывает психолог Анфиса Калистратова:

«Это нервирует, потому что человек понимает, что ему еще стоять, а рядом все проезжают быстро. Желания терпеть нет, человек считает себя уставшим, несвободным. Несмотря на то, что он, например, стоит за какой-то нужной вещью, на первый план выходят физиологические желания».

Спрос рождает предложение, а там, где пахнет выручкой, долго ждать маркетологов не придется. Раз ожидание в очереди приводит к тому, что потребитель априори негативно воспримет услугу, необходимо его развлечь.

В парках аттракционов, в том же Диснейленде, например, целое подразделение занимается тем, что улучшает систему организации движения: оно, в частности, анализирует число поездок на одного посетителя, принимает решение о создании новых аттракционов и заказывает специальные приложения для мобильных устройств.

На дороге, конечно, такое представить трудно, однако транспортники тоже стараются. Например, светофоры с обратным отсчетом — как показали результаты исследований, понимание того, когда появится зеленый, сильно сказывается на эмоциональном состоянии водителей.

Чтобы еще больше подсластить пилюлю, стоит сказать, что очень многое зависит от самих автолюбителей — стоя в пробке нас куда больше заботит, сколько машин нас обогнало, чем то, скольких опередили мы сами. То есть быстро насладившись тем, что оставили позади «ту красную Honda», мы куда дольше расстраиваемся тому, что «синий Opel» уехал вперед. В нашем подсознании очереди не так уж и плохи, считает маркетолог Николас Коро:

«Очередь часто символизирует получение возможности чего-то такого, чего желают все остальные, поэтому говорить, что очередь мешает продажам — то же самое, что говорить, что пчелы выступают против меда. Существует маркетинговый трюк, уловка, когда искусственно формируются очереди для того, чтобы люди ориентировались на них».

Так что в следующий раз, стоя в пробке, помните: вы можете причислить себя к избранным!

Новости

Автобусам поддали газу. Председатель правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому не менее половины общественного транспорта должна быть переведена на «голубое топливо».

Расчет прост: кроме экономии, газ еще и куда бережнее бензина и дизеля «относится» к окружающей среде. Главным фактором, который может затормозить процесс, эксперты называют отсутствие инфраструктуры, однако крупнейшие игроки российского рынка — «Роснефть» и «Газпром» — уже заявили о своем интересе к инновационному проекту. Более того, компании уже взяли на себя обязательства по его финансированию.

Немаловажным аспектом является и безопасность транспорта на газе, поэтому, как уточнил вице-премьер Аркадий Дворкович, будет подготовлен специальный техрегламент. Также в правительстве намерены перевести на «газовые рельсы» и личные автомобили: в качестве рыночного «пряника» Министерство энергетики предлагает отменить транспортный налог для машин на газомоторном топливе.

***

В новую транспортную эпоху движутся и США. По данным исследователей, уже совсем скоро мы станем свидетелями заката «эры седанов». Сейчас этот класс автомобилей продается лучше всего, однако, по прогнозам, уже через несколько лет он останется на задворках истории: все благодаря кроссоверам и компактвенам.

Они вместительнее, функциональнее и нередко комфортабельнее. Если добавить к этому, что разница в цене классов постоянно нивелируется — сейчас она в среднем составляет 1,5 тысячи долларов — то можно с уверенностью говорить: седаны обречены! На них, по оценкам, уже через 10 лет в США будут ездить только заядлые ретрограды. В России, кстати, схожая потребительская тенденция.

***

В Казахстане предложили латать выбоины на дорогах руками… безработных. Как заявил замначальника управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Павлодарской области Бахыт Суенов, подрядчиков буквально заставят анализировать биржу труда.

Чиновники на такой шаг тоже пошли не просто так — их вынудила необходимость исполнения государственной программы «Занятость-2020», эффективность которой в прошлом году поставил под сомнение президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Будут ли безработные проходить дополнительную подготовку, как будет оцениваться качество отремонтированных ими дорог — не уточняется.

Специальный репортаж

Встав в плотную пробку, каждый из нас задается вопросом: что там, впереди? Почему тысячи людей теряют драгоценные минуты своей жизни на скучное просиживание в душном салоне автомобиля?

Причин у пробок может быть много. Самые банальные — это аварии, дорожные работы или просто нечто интересное у обочины, что приковывает взгляд автолюбителей и заставляет их снизить скорость почти до нуля. Но бывает и так, что вроде бы поток уже поехал, но вот почему стояли — не понятно.

Одна из таких призрачных причин, по словам начальника отдела автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения Федерального дорожного агентства Бориса Баварова, это неоднородность потока:

«Классика проектирования дорог говорит, что если все едут в потоке с одинаковой скоростью, пропускная способность будет гораздо выше. А у нас часть водителей едет по улицам со скоростью 100 километров в час, часть — 60, часть вообще 40. Такое распределение скоростей вызывает пробки».

То есть даже если все едет, но кому-то нужно обогнать грузовик, он перестроится в быстрый ряд, заставив его обитателей по цепочке сбросить скорость. Как уже говорилось выше, существует такое понятие как пропускная способность дорог, и здесь четко действует физический закон Бернулли: если ширина трубы неодинакова, то давление жидкости (в нашем случае — плотность потока) будет выше в более «толстом» месте.

Простой пример: короткие пятиполосные эстакады над МКАДом, которые «упираются» в двухполосные шоссе. В результате как только водители попадают на широкий участок, они стараются, как молекулы воды, распределиться по нему равномерно. Но когда широкий участок сужается, им снова приходится «уплотняться». Здесь-то и возникает пробка. И ее постоянные спутники — нелепые аварии.

Теоретически таких «бутылочных горлышек» вообще не должно быть. Как показывает мировая практика, лучше три дороги по две полосы, чем одна на шесть. Но, например, москвичи — заложники радиально-кольцевой дорожной системы, при которой все выезды из города сводятся в десяток эстакад, к тому же с устаревшими развязками. Хотя совершенствовать транспортную сеть, считает Борис Баваров, уже начинают:

«Создаются сложные транспортные узлы, развязки — Рублевское шоссе, Каширское, Калужское, Варшавское, Ленинградское — все-таки делается много, и правильно делается».

Впрочем, пока столичные власти успевают только «обрубать хвосты», благодаря этому пробки в мегаполисе по крайней мере не становятся хуже. Но чтобы радикально перестроить дорожную сеть, нужно на какое-то время совсем убрать из города машины, а это невозможно. Но, рассказал директор «Лаборатории транспортных систем» Павел Козлов, транспортный поток — саморегулирующаяся система:

«Естественно, когда становится совсем туго, решения так или иначе образуются сами. Можно как пример привести Францию, Париж, который в начале 2000-х годов стоял насмерть, так, как Москва не стоит. Тем не менее, через несколько лет были предприняты серьезные шаги, изменены приоритеты.

Я думаю, что многое зависит от этого. Но, поскольку у нас еще довольно много резервов, мы еще достаточно долго, как я понимаю, будем находиться в существующем состоянии».

Стало быть, жителей Москвы ждет естественный отбор — в худшем случае люди просто покинут город или перестанут ездить на личном транспорте. Ну а до тех пор пробки никуда не денутся. Придется терпеть. Сколько — эксперты не уточняют.

Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/90028643/216480289/