MENU

Поговорим о креативе

Тема первой в этом году радиопрограммы информационного агентства «Nota bene» не совсем обычна. Ее авторы решили поговорить с человеком, который нацелен на смену будущего, на создание так называемого «креативного класса». Начало этому разговору было положено в рамках работы в Омске Международного экономического форума «Человеческий капитал – ключевой ресурс модернизации российской экономики». Сегодня беседу продолжает ведущий маркетолог России, авторитетный специалист брендконсалтинга в Европе Николас Коро.

— Креативные, творческие, говоря по-русски, люди были всегда. Но почему именно в современном обществе с ними связаны большие ожидания и надежды? На ваш взгляд, что такое креативный класс?

Николас Коро: Прежде всего, это достаточно емкое и модное определение. Маркетинговой подоплеки оно не имеет. Это современная бизнес-философия. Креативный класс сопровождает бизнес через творческое начало. Это, например, бренддизайнеры, люди из рекламы, люди, связанные с PR. Это не творцы в чистом виде, а высокопрофессиональные ремесленники. Креативный класс интегрирован в производство.

— Считается, что все креативные люди в Москве и Санкт- Петербурге. Можно ли говорить, что такой класс создается и в нашем регионе? Как вы оцениваете креативный потенциал Омской области?

Коро: Абсолютно точно могу сказать, что любая столица привлекательна для креативного сословия, потому что это центр мироздания страны. Это средоточие бизнеса, которое можно обслуживать, это средоточие медийных ресурсов. Но мы не должны забывать, что столица региона – это не просто формализованное название города, это тоже столица. Вне всякого сомнения, что в количественном ключе креативный класс сосредоточен в столицах. Но в России развивается потенциал региональных центров. Это дает возможность молодому креативному началу оставаться в регионах.

Это политика. Политика региона. В то же время давайте посмотрим, ведь Омск сейчас озвучил первую в Сибири попытку креативного осознания и позиционирования себя. Через логотип, через первый визуальный постулат, который отстроен по принципу молодого восприятия, активного, в меру агрессивного, в меру гипертрофированного символьного, я имею в виду этот отпечаток лапы медведя через профиль региона. Будет ли это однозначно воспринято аудиторией региона? Конечно, нет. Будет ли это позитивно воспринято молодой аудиторией при грамотном позиционировании? Конечно, да.

Еще никто из регионов России не говорит, что мы регион молодых. Об этом не говорят даже соседи ваши из Томска. Но при этом его позиционирование крайне невнятно, излишне архаично, основано на деревянных постулатах символьности культуры, это город богатейший и противоречивый. То, что сейчас происходит в Омском регионе, заслуживает аплодисментов и одобрения. Но нельзя останавливаться, нужно мониторить восприятие людей, каждому давать понятный символ, создавать портфель символов, но чтобы они не противоречили друг другу.

— Мы говорим о креативном классе в том числе и потому, что в нашем регионе все больше требуются именно такие люди. Разрабатывается кластерная модель экономики. Ведется строительство четырех промышленных производственных кластеров. Успех этих проектов зависит больше от технологий, действий властей или креативного мышления?

Коро: Есть три столпа современного мирового бизнеса: инновации, уникальное торговое предложение и власть, которая дает зеленый свет и создает рычаги административной помощи и возможность это все позиционировать. Просто инновация, не донесенная вкусно, неконкурентоспособна. У нас было одно из лидирующих мест по изобретениям, и что? Они востребованы? Они пылятся в архивах либо продаются в страны, где интегрируются в бизнес и подаются как уникальное предложение. Яркое креативное начало – это залог успеха, даже стартового проекта.

— Давайте попробуем определить социальный портрет креативного человека. Кто он? Какого возраста? Какой образ жизни он ведет, как его узнать на улицах?

Коро: Вопрос очень серьезный. Если мы говорим о социальном портрете российского креативного класса, то в большинстве своем это разнополая аудитория в возрасте от 20 до 45 лет. А если мы попробуем перейти к такому забавному внешнему портрету, то это активный европейский стайлинг, стрит-стайл, свободный, неброский, демократичный, в меру агрессивный, потому что демонстрирует свободу поиска.

— Какие профессии в первую очередь выбирают креативные люди? В каких областях они сейчас больше всего востребованы?

Коро: Вне всякого сомнения – это PR, это общественные связи, это профессии, которые предполагают творческое мышление, нестандартное решение задач.

— Почему представители именно этих профессий, а не инженеры, не физики, дают импульс для развития?

Коро: Я бы поспорил, ведь инженерная мысль дает импульс для развития. Как бы мы себя сегодня представили без мобильных телефонов, без конкурентной инженерной борьбы между Apple и Windows. Даже модная индустрия сейчас зависит от технической мысли, потому что общемировой хит сезона – жидкая одежда. Именно креатура диктует нам, какими быть, как себя подавать. Не слишком ли мы зависим от креативного класса, который фактически манипулирует нашим потребительским сознанием? Под потребительским сознанием я понимаю и нас как избирателей, и нас как покупателей. Это выбор определенной партии, определенного лидера, определенной колбасы, водки, определенного места жительства. Давайте вспомним, что происходило еще 10 лет назад. Ведь целевой установкой была всего лишь квартира как апофеоз счастья. А сейчас у дачных поселков есть имена, свое позиционирование, даже у домов есть имена и легенды, которые привлекают людей. Креативный класс так значим, потому что он не стесняется апеллировать к нашим чувствам и порокам. Я не оговорился, лучшие двигатели продукта – это человеческие пороки: страх, лень, жадность, себялюбие. И если поскоблить любой продукт, созданный креативным классом, любой бренд, мы найдем там этот основной импульс.